Родителям и специалистам. Как организовать досуг для ребенка с особенностями здоровья
Предлагаем вашему вниманию методические пособия, которые помогут как родителям, так и специалистам в совместной организации игровой деятельности с детьми с особенностями здоровья. В данных разработках вы можете подобрать игровые материалы, рекомендации, методику организации и проведения досуга, наиболее подходящие вам и вашим детям.
Пройдя по ссылке вы можете скачать и ознакомиться с материалами.
1. Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями: методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Камелькова Е.И., Кремнева Е.А., Липатова О.Н., Мартышевская Д.М., Пронина Л.В., 2021.
Методическое пособие ставит своей целью помочь родителям адаптировать домашнюю окружающую среду к возрастным и психофизическим особенностям детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями развития. В пособии сформулированы основные требования к игрушкам для детей раннего возраста с нарушениями в развитии, которыми родитель может руководствоваться при выборе игрового материала для своего ребенка на современном рынке. Представлены перечень игрушек, дидактического материала и методические рекомендации к ним. Системное применение игрушек поможет родителям сопровождать и поддерживать процесс развития своего ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности и возможности.
2. Игры и игрушки для детей раннего возраста с нарушениями развития (лекотека).
В методических рекомендациях представлены игры для детей раннего возраста с нарушениями развития. Примерному перечню игрушек и описанию игр предшествует краткий анализ специфики формирования игровой деятельности и условий организации игры, методика проведения игр-занятий с детьми раннего возраста с тем или иным нарушением развития с вариантами позиционирования ребенка во время игры. Методические рекомендации предназначены для специалистов центров раннего вмешательства и ранней помощи, а также могут быть использованы родителями, имеющими детей раннего возраста с нарушениями развития.
3. Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2009.
Методические рекомендации содержат информацию об использовании развивающих игр и игрушек в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В них рассматриваются основные виды настольных игр, дидактических игрушек, направленных на коррекцию и развитие высших психических функций и качеств личности «особых» детей, с краткими рекомендациями по организации развивающих занятий с использованием данных пособий. Данная информация будет востребована при планировании и осуществлении коррекционно-развивающей работы родителями с детьми ОВЗ, а также специалистами в работе с воспитанниками и учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
4. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занимательных игр и упражнений. Практическое пособие для педагогов и родителей. 2019.
Представленные в данном сборнике методические разработки, практические советы помогут педагогам, родителям правильно организовать руководство игровой деятельностью в зависимости от физиологических возможностей и особенностей ребенка. Комплексы игр и упражнений будут полезны не только для коррекции имеющихся нарушений, но и личности ребенка в целом.
5. Играя, развиваем: советы родителям детей с ТМНР: методическое пособие / Акимова, Е.П., Павлова Н.Н. 2022.
Пособие содержит игровые упражнения, которые способствуют совершенствованию познавательной активности, предметной деятельности и самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Отдельный раздел представлен практическими рекомендациями для родителей по организации развивающих занятий в домашних условиях. Каждая игровая ситуация содержит в себе: игровые пособия, методы и приемы взаимодействия взрослого с ребенком, педагогические ориентиры для наблюдения за его поведением, оценку степени успешности и самостоятельности, педагогические советы по оптимизации поведения, в случае возникновения трудностей и низкой результативности обучения.
Отдельное внимание уделено организации сотрудничества и общения ребенка с ТМНР со сверстниками, даны рекомендации по включению ребенка в игровую деятельность, режиму и содержанию коррекционно-развивающих знаний, планированию и организации детского досуга. Материалы пособия расширят педагогический кругозор членов семьи ребенка с ТМНР, внесут разнообразие в процесс семейного воспитания и обучения.
6. Николаева Т.В. Совместные игры матери и ребенка второго года жизни с нарушением слуха: методическое пособие. 2020.
В пособие включены развивающие игры-упражнения для детей второго года жизни с нарушением слуха, направленные на развитие у малышей основных движений, формирование игровых умений, действий с дидактическими игрушками и предметами-орудиями, развитие первых конструктивных умений. Представлены и специальные игры-упражнения по развитию речи и слухового восприятия. Приведенные в пособии игры и задания помогут организовать увлекательные занятия с малышом с нарушением слуха и сделать процесс его воспитания и обучения интересным и эффективным.
Пособие адресовано родителям детей с нарушениями слуха.
7. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3 – 7 лет.
Данное методическое пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми с ОВ в семье и коррекционно-образовательных дошкольных учреждениях, чтобы подготовить ребенка к школе. Книга может быть использована психологами, педагогами, осуществляющими индивидуальную подготовку ребенка к школе, а также педагогами коррекционно-развивающих классов для устранения пробелов в развитии ребенка.
8. Cандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / 2019.
Данное пособие может быть использовано в коррекционно-логопедической работе не только с детьми с расстройствами аутистического спектра, но и при интеллектуальных нарушениях (задержке психического развития, умственной отсталости), сенсомоторной алалии, задержках речевого развития невыясненной этиологии.
Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельность в учреждениях образования и здравоохранения, студентам дефектологических факультетов, а также родителям для организации работы по оказанию помощи детям в домашних условиях.