Роль развивающего ухода и профилактика различных видов деприваций у ребенка с ТМНР

Друзья, ранее мы знакомили вас с особенностями формирования привязанности у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Продолжаем разговор о проблеме развивающего ухода за детьми с ТМНР.  Сегодня обсудим важную тему, которая требует в первую очередь не упустить время. Мы обсудим, какие бывают виды депривации, чем они обусловлены, к каким неблагоприятным последствиям приводят.

Известно, что неправильно организованная среда, которая ограничивает свободное перемещение ребенка, когда у него нет возможности играть на полу, ползать, лазать и т.д., неизбежно приводит к развитию двигательной депривации. Если состояние ребенка с ТМНР отягощается тяжелыми двигательными и сенсорными нарушениями и он не получает достаточного количества зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов, это неизбежно приводит к развитию сенсорной депривации. Сенсорная депривация является следствием обедненной среды обитания.

 Снижение двигательной активности у маленьких детей часто приводит к заметному уменьшению количества сенсорных стимулов, которые им крайне необходимы, потому что таким образом ребенок получает опыт взаимодействия с предметами. Кроме того, детям с ТМНР может быть сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами, поэтому им необходима специальная помощь для формирования адекватной модели окружающего мира. Если такой помощи у ребенка с ТМНР нет, тогда окружающая среда остается для него непонятной, непредсказуемой, вследствие чего формируется когнитивная депривация.

С социальной депривацией могут столкнуться дети, не имеющие возможности выходить за пределы квартиры, посещать образовательные и культурно-досуговые учреждения, участвовать в жизни общества.

Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития.  Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосанием пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головой, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др.

Многие реакции могут проявляться в генерализованном виде и сопровождаться вегетативной симптоматикой: учащенным пульсом, потливостью, рвотой, запорами, головными болями, тревогой, беспокойством, кожной сыпью и даже судорогами.

Таким образом, можно сделать вывод, что для развития ребенка с ТМНР важен не только хороший медицинский уход, но полноценный развивающий уход, который позволяет уменьшить негативное проявление депривации и оказывает большую помощь ребенку в процессе его адаптации в окружающем мире.

Ознакомиться более подробно с ролью развивающего ухода и профилактикой различных видов деприваций у ребенка с ТМНР можно в пособии под редакцией логопеда-дефектолога, директора Центра лечебной педагогики А.Л. Битовой и музыкального и двигательного терапевта О.С. Бояршиновой «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Скачать книгу можно по ссылке:

https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/uhod_za_detmi_s_narushen0.pdf

Информация предоставлена отделом инновационной и проектной деятельности Регионального ресурсного многопрофильного центра «РОСТ»

Читайте также: