Дайджест интересного и полезного для специалистов и родителей. Коррекционные и развивающие мероприятия для детей с ОВЗ

 

Специально для вас мы составили дайджест учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Подобранные пособия помогут вам правильно организовать педагогический процесс и оказать коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ. Дайджест содержит методические разработки: учебно-наглядные пособия, практические и методические рекомендации, примеры занятий и дидактических упражнений, игр.

 

1. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

В книге представлены материалы многолетних исследований авторов, посвященные раннему выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Описаны особенности нормально развивающихся детей, а также признаки неблагополучия в развитии детей с ОВЗ. Особое внимание уделено основным направлениям, содержанию и эффективным технологиям ранней коррекционно-развивающей помощи детям.

Книга адресована специалистам, работающим с детьми первых лет жизни (специальным педагогам, логопедам, психологам, воспитателям ДОУ, медицинским и социальным работникам) и родителям.

2. Мясникова Л.В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития.

В пособии представлен материал к курсу «Ранняя коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья», рассматриваются особенности организации психолого-педагогической диагностики психофизического развития детей раннего дошкольного возраста с целью выявления детей с нарушениями развития, раскрывается проблема ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития, показаны основные направления коррекционно-педагогической помощи детям указанной категории.

Пособие адресовано педагогам-практикам.

3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.

В учебно-методическом пособии представлены научно-методические и практические рекомендации к организации педагогического процесса и комплексной коррекции задержки психического развития в раннем и дошкольном детстве в дошкольных учреждениях и специализированных группах.

Пособие адресовано педагогам-дефектологам и другим специалистам диагностико-коррекционных групп.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.

В учебном пособии рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития; особенности их мышления, памяти и внимания, поведения, речи, моторики, а также учебная мотивация, эмоциональная сфера. Дан комплекс приложений, содержащих ценный практический материал прикладного характера.

Пособие адресовано педагогам общеобразовательных школ, специалистам, связанным с коррекционно-развивающим обучением детей.

5. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.

В учебно-методическом пособии предлагаются комплексы игр и упражнений, направленных на развитие у детей с нарушениями речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, творческих способностей, даются методические рекомендации по их использованию на логопедических занятиях.

Пособие адресовано логопедам, родителям, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и методами исправления недостатков речи.

6. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста.

В книге представлен цикл занятий, направленных на развитие и коррекцию речевых и психомоторных процессов у детей 4 – 6 лет.

Книга адресована практикующим логопедам, психологам, дефектологам, музыкальным работникам, воспитателям, а также родителям.

7. Колосова Т.А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью.

В пособии излагаются особенности развития познавательной сферы дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью, представлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Путешествие в Страну Красок». Игра-путешествие может быть использована систематически для формирования и коррекции представлений о цвете и цветовосприятия в контексте коррекционно-развивающей работы педагога. Занятия построены таким образом, что наряду с развитием цветовосприятия внимание уделяется и развитию познавательной деятельности и речи у детей. Также в пособии дано описание различных игр и упражнений, способствующих развитию цветовосприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики.

Данная книга адресована педагогам, психологам, родителям.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Книга адресована учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям.

9. Ковалец И.В. Азбука эмоций.

Практическое пособие по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. В пособии представлены упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики.

Пособие адресовано педагогам-дефектологам, психологам, родителям.

10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Книга адресована учителям-дефектологам, психологам, родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

11. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.

В учебно-методическом пособии описана методика формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Раскрываются общие принципы, условия, алгоритм и организационные формы коррекционной работы. Представлена программа формирования коммуникативных навыков, описаны методы, приемы и способы их формирования.  Описана процедура оценки коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями, определения целей обучения. Представлена методика оценки результативности формирования коммуникативных навыков.

Пособие адресовано психологам, дефектологам, логопедам, педагогам дополнительного образования, учителям и родителям детей с аутистическими расстройствами.

12. Виневская А. Развитие ребенка с аутизмом: Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней.

В методическом пособии представлен авторский материал по работе с детьми, имеющими аутизм. Родители или педагог могут воспользоваться программой для коррекции и развития, методическими рекомендациями, разработками, сказками, социальными историями, играми для сенсорной интеграции.

Пособие адресовано педагогам и родителям.

13. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей.

В сборнике собран опыт по индивидуальному развитию аутистов и детей, имеющих иные виды отставания в развитии в рамках школы, родительского дома и среды, окружающей таких детей.

Сборник адресован родителям и специалистам.

14. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

В пособии приводятся общие сведения об особенностях интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, даются подробные рекомендации по организации дидактических занятий с ними, обучению в игре и в повседневной жизни, рассказывается о тех заданиях, которые родители могут предложить своему ребенку, занимаясь с ним дома. Эти сведения призваны дополнить и расширить опыт родителей, помочь им выбрать, чему, как и в какой последовательности можно учить ребенка.

Пособие адресовано родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов, работающих с такими детьми.

15. Фомичева Л.В., Кисткина А.Н. и др. Технологии коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В книге описана технология сопровождения развития детей с нарушением зрения с использованием дидактической игрушки «Пирамидка» по направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения: коррекция и развитие восприятия как психической познавательной деятельности, психомоторики, компонентов общения.

Пособие адресовано тифлопедагогам, педагогам, осуществляющим образовательную, коррекционно-образовательную деятельность с детьми с нарушением зрения, дефектологам разных профилей, родителям детей с ОВЗ.

16. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В. и др. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования.

Методические рекомендации знакомят с психологическими основами коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими обучающимися, раскрывают организационно-содержательные характеристики коррекционно-развивающей работы со школьниками, имеющими глубокие нарушения зрения. Рекомендации содержат дифференцированное программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками.

Методические рекомендации адресованы педагогам, работающим со школьниками, имеющими нарушения зрения.

17. Рочев Д.Г. Сила искусства. Сборник коррекционно-развивающих упражнений и занятий посредством арт-терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В методическом пособии представлены примеры занятий и упражнений с элементами изотерапии. Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе дает возможность проводить более эффективно занятия по коррекции и обучению, позволяет максимально включить детей в общий вид деятельности и взаимодействовать друг с другом при проведении групповых занятий.

Пособие адресовано психологам, родителям в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

18. Новикова Л.А., Попова Н.В. Графомоторные упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В пособии предложены примеры практических заданий, упражнений, которые позволят методически грамотно организовать работу по формированию графомоторного навыка у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данное пособие адресовано педагогам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности.

19. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

В методическом пособии представлены психолого-педагогические «портреты» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и даны рекомендации по преодолению школьной неуспешности у данной категории детей в условиях интегративного обучения (инклюзии).

Пособие адресовано специалистам воспитательных и образовательных учреждений – педагогам, психологам, логопедам и дефектологам, а также родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Подборку подготовил для вас: Назырова О.В., методист Учебно-методического центра.

Читайте также: