Особенности формирования привязанности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обусловливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.
Чаще всего у детей встречаются следующие проблемы:
- Интеллектуальные нарушения, характерные для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
- Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
- Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание): от незначительных проблем до полной потери.
- Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР. Некоторым детям удается подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.
- Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
- Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.
- Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка.
Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.
Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир.
У детей с ТМНР часто встречаются нарушения привязанности. Это может быть связано со следующими факторами:
- длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии без родителей;
- большой объем медицинского и реабилитационного вмешательства, связанного с болевыми ощущениями и чувством страха, отсутствие поддержки ребенка в этих ситуациях;
- нехватка личного внимания: нередко случается так, что рядом с ребенком не находится тот взрослый, который мог бы быстро среагировать на плач и другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему;
- глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Детям с ТМНР часто свойственен очень медленный темп реагирования, их ответы могут быть очень слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается под ребенка, то возникает ситуация, когда ответная реакция ребенка не замечается и не поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого или не успевать связать их с последующими событиями, в таком случае происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его;
- отсутствие постоянного близкого взрослого. Бывает, что при воспитании ребенка с ТМНР проблемы формирования привязанности усугубляются невозможностью наличия рядом постоянного близкого взрослого. Частая смена людей, ухаживающих за ребенком, приводит к тому, что он ни с кем не может выстроить доверительные отношения.
Если потребность ребенка в привязанности и безопасности регулярно не удовлетворяется, это накладывает отпечаток на его личностное, психическое и даже физическое развитие.
Опытным путем психологами было выделено несколько признаков, по которым можно увидеть нарушение (эти признаки могут встречаться как по отдельности, так и одновременно) (Бриш К. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012):
- постоянно сниженный фон настроения, вялость, апатичность, настороженность или плаксивость;
- устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими людьми: ребенок избегает взгляда в глаза, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает прикосновений, хотя может незаметно наблюдать за взрослым, когда тот не пытается вступить с ним в контакт;
- повышенный уровень агрессии и аутоагрессии;
- стремление обратить на себя внимание плохим поведением и демонстративное нарушение правил, выходящее за рамки свойственного возрасту;
- постоянная провокация взрослых на сильные эмоциональные реакции;
- отсутствие дистанции в общении со взрослым: излишняя навязчивость в общении со взрослым или же чрезмерная фамильярность, демонстрация проявлений привязанности любому малознакомому взрослому;
- задержка моторного, психического и речевого развития;
- соматические нарушения:
–– задержка роста;
–– нарушения пищевого поведения;
–– частый крик и плач;
–– нарушения сна и др.
Привязанность является одним из основных условий психического и личностного развития человека. Поведение близкого взрослого оказывает ключевое влияние на формирование привязанности у ребенка. Нередко
нарушение привязанности остается с ребенком на всю жизнь. Тем не менее очень важно помнить, что отношения привязанности развиваются и видоизменяются в течение всей жизни человека. В ходе индивидуальной работы с ребенком можно существенно скорректировать нарушения привязанности и установить надежные отношения.
Ознакомиться подробнее с особенностями привязанности у детей с ТМНР, а также с методами работы по развивающему уходу за детьми с ТМНР можно в пособии под редакцией логопеда-дефектолога, директора Центра лечебной педагогики А.Л. Битовой и музыкального и двигательного терапевта О.С. Бояршиновой «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Скачать книгу можно по ссылке: https://www.yarregion.ru/depts/dtspn/DocLib/instruc/dossreda/uhod_za_detmi_s_narushen0.pdf
Информация предоставлена отделом инновационной и проектной деятельности Учебно-методического центра развития социального обслуживания