Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Вы жаловались в детстве на особо колючие вещи, крутились до умопомрачения на карусели или вам безумно нравилось погружать руки в песок? Таким образом вы могли обрабатывать ощущения, поступающие через сенсорные системы, которые являются основой для развития мозга и психики.

Формирование у детей способностей к восприятию информации и её обработке – это не всегда естественный процесс, который можно пустить на самотек.

В процессе развития сенсорных систем важно периодически их стимулировать. Наличие постоянных зрительных, звуковых, тактильных и прочих стимуляторов – главное условие гармоничного развития сенсорики. При их нехватке или переизбытке создаются предпосылки нарушений восприятия себя и окружающего мира на уровне чувств, что станет серьезной проблемой для социализации и обучаемости во взрослой жизни или уже в школьном возрасте.

Как помочь ребёнку?

  1. Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, водой и песком, крупой и шариками. Если малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, тем более необходимо увлечь ребёнка такой игрой. Переливайте воду в разные сосуды, прячьте игрушки в песке, рисе, пшене или в шариках и просите ребёнка найти их, стройте тоннели и замки из песка.
  2. «Тяжёлая работа» необходима для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Отлично подойдут упражнения с утяжелителями (можно использовать утяжелённые жилеты, игрушки), прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. При этом важно чередовать задания, требующие усидчивости и активной деятельности.
  3. Дети с нарушениями сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. В таком случае можно использовать ароматические лампы, ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы, расслабляющую музыку и звуки природы; утяжелённые одеяла, физические нагрузки перед отходом ко сну, вибрирующие матрасы и подушки, спальные мешки.
  4. Вестибулярные движения. Детям необходимо двигаться. Ребёнок может получить подобный опыт, прыгая на батуте, скатываясь с горки, качаясь в гамаке, на качели или раскачивающихся игрушках, катаясь на самокате, скейте, роликах, лазая по шведской стенке, прыгая и перекатываясь на больших терапевтических мячах (фитболах).
  5. Ароматические масла, свечи, диффузоры. Можно помочь ребёнку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Запах корицы скорее возбудит ребёнка, а лаванда расслабит. Если малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить с собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята) и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
  6. Массажёры, вибрирующие игрушки, вибрирующие подушки и матрасы для успокоения, ручные массажёры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота), ротовые массажёры, массажные маты, детские вибрирующие стульчики, массажные кресла и раскладушки, вибрирующие зубные щётки. Задача – уменьшить чувствительность кожи, что поможет ребёнку легче переносить другие сенсорные ощущения.
  7. Игры с тоннелями и палатками. Обогатить тактильный опыт ребёнка можно, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие, немного потрясти тоннель. Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать, можно положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу.

Научить ребёнка чувствовать правильно не так уж и сложно. Главное – обогатить окружающую ребёнка среду различными сенсорными стимуляторами и таким образом помочь ему развиваться гармонично.

 

Читайте также: