Формирование игровых навыков
Формирование игровых навыков у детей раннего возраста с особенностями развития, необходимых для игры в одиночестве, во время игр с другими участниками
Преимущества игровой деятельности
- Игра позволяет ребёнку закреплять уже освоенные умения.
- Игра помогает малышу вспомнить то, чему его учили раньше.
- Играя с разными материалами и в разных условиях, ребёнок учится находить новые способы применения своим умения.
- Игра – это среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, ведь она дает так много возможностей поделиться своими чувствами, послушать остальных участников, поговорить с ними.
- Игра даёт родителю возможность понаблюдать за ребёнком, проверить, использует ли он навыки, которыми вы уже занимались, определить, в чём ему необходимо помочь дополнительно.
- Игра позволяет начать учить ребёнка чему-то новому; она обеспечивает для этого непринуждённую и приятную обстановку.
- Игра помогает ребенку открывать и исследовать окружающий мир.
Навыки, необходимые для игры в одиночестве
Смысл обучения игровым навыкам заключается в том, чтобы ребенок научился играть один. Тогда он сможет занимать себя сам, без вашего непременного присутствия.
- «Надень кольца на стержень» — одна из самых простых игр для вас как педагога и для ребенка как ученика.
- «Нанизывай бусины» — это пример игры, которую не обязательно покупать в магазине.
- «Собери головоломку» — эта задача посложнее, так как вам нужно решить, какая из множества продающихся в магазинах головоломок подойдет для вашего ребенка.
- «Подбери картинку» (лото) — более сложное занятие, относящееся скорее к программе детского сада или школы.
Почти все дети играют в эти игры. Если ваш ребенок уже не так мал, возможно, вам следует поискать другие материалы, более подходящие для детей его возраста, но в то же время, требующие тех же игровых навыков и способствующие их развитию.
Чему ваш ребенок научится, играя в эти игры? Во-первых, каждая игра требует умения сидеть и концентрировать внимание. Во-вторых, каждая игра предполагает, что ребенок координирует деятельность глаз и рук. Это вырабатывает у ребенка зрительно-моторную координацию, которая, в свою очередь, помогает овладевать другими навыками, например навыком пользоваться ложкой или писать. Кроме того, ваш ребенок может научиться играть в любую из этих игр самостоятельно, и это позволит ему испытать ощущение определенной власти и контроля над частью своего мира. И последнее, но не менее важное – это удовольствие.
Надевает кольца на стержень
Материалы – пирамидка, состоящая из стержня с надетыми на него шестью кольцами.
Оборудование сцены. Начните с двух самых больших колец — другие кольца уберите из поля зрения. Урок не должен длиться более десяти минут. Держите наготове свое вознаграждение для ребёнка.
Программа. Снимает кольца со стержня
- Наденьте на стержень два самых больших кольца.
- Придерживайте основу стержня одной рукой. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему взяться за верхнее кольцо.
- Наклоните стержень к ребенку и скажите: «Лиза, сними кольцо!» Если потребуется, помогите ей физически.
С каждым разом помогайте ребенку все меньше и меньше, пока не сможете направлять его действия только словами и жестом, указывающим на следующее кольцо.
Навыки, необходимые во время игр с другими участниками
Ниже предложены четыре игры, в которые могут играть несколько человек. «Брось мешочек с бобами» и «Игра в мяч» — это игры, которые требуют активных действий и в которых могут принять участие другие дети. Кроме того, можно придумать бесчисленные вариации этих двух игр. В «Художественной галерее» предлагается ряд более спокойных художественно-творческих занятий, в которых вместе с другими детьми может принять участие и ваш ребенок, даже если он не будет делать в точности то, что делают другие дети.
«Игра-представление» — значительно сложнее и требует более развитого воображения. Во все представленные игры, можно с удовольствием играть с другими членами семьи и соседскими ребятишками, и ни одна из этих игр не требует дорогостоящих материалов
Что Ваш ребенок получает от игры с другими детьми? Он совершенствует полученные ранее навыки, о которых мы упоминали раньше: улучшает концентрацию внимания, координацию деятельности рук и глаз и воспитывает уверенность в себе. Кроме того, он учится ждать своей очереди, соблюдать правила игры и делиться с другими, короче говоря, он узнает, как надо себя вести с другими людьми.
Бросает мешочек с бобами
Материалы. Используйте мешочки с бобами собственного изготовления или купленные в магазине. Если вы хотите сделать мешочек с бобами сами, наполните носок смесью сырого и «воздушного» риса или какими-нибудь твердыми сухими бобами. В качестве «мишени» можно использовать любую картонку с вырезанными в ней отверстиями или можно бросать мешочек с бобами в корзинку. Можно также предложить детям или другим членам семьи нарисовать и раскрасить рожицу клоуна на большом листе картона, а на месте глаз, носа и рта прорезать отверстия, которые и будут мишенями.
Оборудование сцены. Подыщите рядом с домом ровное место или подходящее место в доме, где достаточно спокойно и нет бьющихся предметов.
Если вы будете играть в доме, то, наверное, следует установить для играющих определенные правила, сказав, что мешочки с бобами следует бросать в мишень, а не в аквариум с золотой рыбкой. Заранее приготовьте вознаграждения.
Программа
- Попросите ребенка стать в полуметре или метре от мишени. Бросьте мешочек с бобами. Скажите: «Брось мешочек!» Затем дайте мешочек ребенку и помогите бросить его в мишень.
- Когда у ребенка это станет получаться, постепенно перестаньте помогать ему и отводите его все дальше от мишени.
Следующие шаги
- Отмерьте от мишени несколько дистанций. Если вы играете на воздухе, то мелком проведите линии на расстоянии равном примерно 60, 120, 180, 240 и 300 см. Если вы играете дома, то воспользуйтесь для разметки малярной лентой, которую вы наложите на пол или на ковер. Пусть ваш ребенок начнет с первой линии и после каждого успешного броска отходит на следующую линию.
- Сделайте игру коллективной, пригласив других детей и/или других членов семьи. Решите, сколько очков можно заработать за попадание мешочком в мишень или в корзинку с разных расстояний. Разделите игроков на команды и ведите подсчет набранных очков.
Заключение
Поздравляем! Вы познакомились с множеством идей, касающихся игры. Возможно, при этом вы уже испробовали некоторые из них. Мы надеемся, что вы попытаетесь сформировать у своего ребенка эти игровые навыки, добавив к тому, что мы предлагаем свои собственные идеи.