Формирование игровых навыков

Формирование игровых навыков у детей раннего возраста с особенностями развития, необходимых для игры в одиночестве, во время игр с другими участниками

Преимущества игровой деятельности

  • Игра позволяет ребёнку закреплять уже освоенные умения.
  • Игра помогает малышу вспомнить то, чему его учили раньше.
  • Играя с разными материалами и в разных условиях, ребёнок учится находить новые способы применения своим умения.
  • Игра – это среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, ведь она дает так много возможностей поделиться своими чувствами, послушать остальных участников, поговорить с ними.
  • Игра даёт родителю возможность понаблюдать за ребёнком, проверить, использует ли он навыки, которыми вы уже занимались, определить, в чём ему необходимо помочь дополнительно.
  • Игра позволяет начать учить ребёнка чему-то новому; она обеспечивает для этого непринуждённую и приятную обстановку.
  • Игра помогает ребенку открывать и исследовать окружающий мир.

Навыки, необходимые для игры в одиночестве

Смысл обучения игровым навыкам заключается в том, чтобы ребенок научился играть один. Тогда он сможет занимать себя сам, без вашего непременного присутствия.

  • «Надень кольца на стержень» — одна из самых простых игр для вас как педагога и для ребенка как ученика.
  • «Нанизывай бусины» — это пример игры, которую не обязательно покупать в магазине.
  • «Собери головоломку» — эта задача посложнее, так как вам нужно решить, какая из множества продающихся в магазинах головоломок подойдет для вашего ребенка.
  • «Подбери картинку» (лото) — более сложное занятие, относящееся скорее к программе детского сада или школы.

Почти все дети играют в эти игры. Если ваш ребенок уже не так мал, возможно, вам следует поискать другие материалы, более подходящие для  детей его возраста, но в то же время, требующие тех же игровых навыков и способствующие их развитию.                

Чему ваш ребенок научится, играя в эти игры? Во-первых, каждая игра требует умения сидеть и концентрировать внимание. Во-вторых, каждая игра предполагает, что ребенок координирует деятельность глаз и рук. Это вырабатывает у ребенка зрительно-моторную координацию, которая, в свою очередь, помогает овладевать другими навыками, например навыком пользоваться ложкой или писать. Кроме того, ваш ребенок может научиться играть в любую из этих игр самостоятельно, и это позволит ему испытать ощущение определенной власти и контроля над частью своего мира. И последнее, но не менее важное – это удовольствие.

Надевает кольца на стержень

Материалы пирамидка, состоящая из стержня с надетыми на него шестью кольцами.

Оборудование сцены. Начните с двух самых больших колец — другие кольца уберите из поля зрения. Урок не должен длиться более десяти минут. Держите наготове свое вознаграждение для ребёнка.

Программа. Снимает кольца со стержня

  1. Наденьте на стержень два самых больших кольца.
  2. Придерживайте основу стержня одной рукой. Положите свою руку на руку ребенка и физически помогите ему взяться за верхнее кольцо.
  3. Наклоните стержень к ребенку и скажите: «Лиза, сними кольцо!» Если потребуется, помогите ей физически.

С каждым разом помогайте ребенку все меньше и меньше, пока не сможете направлять его действия только словами и жестом, указывающим на следующее кольцо.

Навыки, необходимые во время игр с другими участниками

Ниже предложены четыре игры, в которые могут играть несколько человек. «Брось мешочек с бобами» и «Игра в мяч» — это игры, которые требуют активных действий и в которых могут принять участие другие дети. Кроме того, можно придумать бесчисленные вариации этих двух игр. В «Художественной галерее» предлагается ряд более спокойных художественно-творческих занятий, в которых вместе с другими детьми может принять участие и ваш ребенок, даже если он не будет делать в точности то, что делают другие дети.

 «Игра-представление» — значительно сложнее и требует более развитого воображения. Во все представленные игры, можно с удовольствием играть с другими членами семьи и соседскими ребятишками, и ни одна из этих игр не требует дорогостоящих материалов

Что Ваш ребенок получает от игры с другими детьми? Он совершенствует полученные ранее навыки, о которых мы упоминали раньше: улучшает концентрацию внимания, координацию деятельности рук и глаз и воспитывает уверенность в себе. Кроме того, он учится ждать своей очереди, соблюдать правила игры и делиться с другими, короче говоря, он узнает, как надо себя вести с другими людьми.

Бросает мешочек с бобами

Материалы. Используйте мешочки с бобами собственного изготовления или купленные в магазине. Если вы хотите сделать мешочек с бобами сами, наполните носок смесью сырого и «воздушного» риса или какими-нибудь твердыми сухими бобами. В качестве «мишени» можно использовать любую картонку с вырезанными в ней отверстиями или можно бросать мешочек с бобами в корзинку. Можно также предложить детям или другим членам семьи нарисовать и раскрасить рожицу клоуна на большом листе картона, а на месте глаз, носа и рта прорезать отверстия, которые и будут мишенями.

Оборудование сцены. Подыщите рядом с домом ровное место или подходящее место в доме, где достаточно спокойно и нет бьющихся предметов.

Если вы будете играть в доме, то, наверное, следует установить для играющих определенные правила, сказав, что мешочки с бобами следует бросать в мишень, а не в аквариум с золотой рыбкой. Заранее приготовьте вознаграждения.

Программа

  1. Попросите ребенка стать в полуметре или метре от мишени. Бросьте мешочек с бобами. Скажите: «Брось мешочек!» Затем дайте мешочек ребенку и помогите бросить его в мишень.
  2. Когда у ребенка это станет получаться, постепенно перестаньте помогать ему и отводите его все дальше от мишени.

Следующие шаги

  1. Отмерьте от мишени несколько дистанций. Если вы играете на воздухе, то мелком проведите линии на расстоянии равном примерно 60, 120, 180, 240 и 300 см. Если вы играете дома, то воспользуйтесь для разметки малярной лентой, которую вы наложите на пол или на ковер. Пусть ваш ребенок начнет с первой линии и после каждого успешного броска отходит на следующую линию.
  2. Сделайте игру коллективной, пригласив других детей и/или других членов семьи. Решите, сколько очков можно заработать за попадание мешочком в мишень или в корзинку с разных расстояний. Разделите игроков на команды и ведите подсчет набранных очков.

Заключение

Поздравляем! Вы познакомились с множеством идей, касающихся игры. Возможно, при этом вы уже испробовали некоторые из них. Мы надеемся, что вы попытаетесь сформировать у своего ребенка эти игровые навыки, добавив к тому, что мы предлагаем свои собственные идеи.

 

Читайте также: