Почему важно учить детей одеваться и раздеваться?
Бытовые навыки играют ключевую роль в жизни каждого ребенка, а для детей с особыми потребностями они становятся особенно актуальными. Это связано с тем, что у таких детей могут возникать трудности, которые в будущем могут существенно повлиять на их обучение и общее развитие.
Для полноценного и гармоничного развития ребенку необходимо овладеть определенными умениями и навыками, которые помогут ему в повседневной жизни. Одним из самых важных аспектов для детей дошкольного возраста являются навыки самообслуживания.
Самообслуживание – это не просто процесс удовлетворения базовых потребностей, это сложное взаимодействие личности с окружающим миром. Оно включает в себя не только накопление чувственных представлений о действительности и обогащение жизненного опыта, но и освоение тех умений и навыков, которые необходимы для самостоятельного существования.
Важно отметить, что процесс обучения навыкам самообслуживания должен быть индивидуален, с учетом особенностей, интересов и потребностей ребенка.
Необходимо создавать реальные возможности для самообслуживания, чтобы ребенок мог не только учиться, но и применять полученные навыки в повседневной жизни. При формировании навыков социально-бытовой ориентации у детей следует учитывать три ключевых фактора: возраст ребенка, его индивидуальные особенности развития и уровень его текущих навыков. Это позволит адаптировать процесс обучения и сделать его более эффективным. Например, для детей младшего возраста могут быть разработаны простые и понятные задания, которые помогут им освоить базовые навыки самообслуживания, такие как одевание, умывание и др.
С каждым новым этапом развития необходимо усложнять задачи, чтобы поддерживать интерес ребенка и способствовать его дальнейшему развитию. Важно, чтобы процесс обучения был не только эффективным, но и увлекательным, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно, осваивая новые навыки.
Одевание – примерно к возрасту 18 месяцев:
- Снимает шапку, носки, варежки, обувь, куртку, штаны
- Натягивает штаны
Одевание к 30 месяцам:
- Развязывает шнурки на обуви
- Расстегивает пуговицы впереди
- Расстегивает кнопки
- Застегивает и расстегивает липучки
- Расстегивает молнии спереди
- Снимает кофту, штаны или юбку
- Надевает обувь, штаны
- Поправляет одежду
- Выбирает свои носки, обувь
- Кладет грязную одежду в корзину
Некоторые советы
Поддерживать визуальный контакт в процессе одевания и раздевания.- Комментировать действия, которые происходят в данный момент.
- Давать возможность выбора ребенку в одежде.
- Сначала лучше научить раздеваться, так как это более естественный процесс, и он намного проще. В игровой деятельности можно подключать всякие застежки, пуговицы, – сейчас очень много таких развивающих материалов. Без вовлечения ребенка во все процессы – ничего не получится.
- Одевание также начинаем с самых элементарных вещей. Например, мы держим кофточку, а ребенок вставляет ручки. Мы даем ему замочек молнии в руки, а он тянет его наверх. Мы держим штанишки (колготки), ребенок вставляет ножки, потом берем руки малыша в свои и показываем, как их натягивать.
- После туалета покажите ребенку, как нужно разместить ладошки на одежде, и держаться за штанишки для того, чтобы их надеть. На всех этапах взрослый должен активно помогать и все до мелочей показывать своему малышу.
- Следующий этап – уменьшение подсказок и физической помощи. Родители могут только напоминать или помогать завершать процесс, например, поправить, если что-то не так. Если ребенок сопротивляется, надо просто обхватить его руками одежду и показать, чего мы от него хотим.
- Непременно проговаривайте для ребенка на всех стадиях обучения название одежды и действий. Так у него будет формироваться и словарный запас.
- Иногда детям надо дать возможность сделать все неправильно и позволить попробовать, что получится, когда, например, в одной штанине две ноги. Важно, чтобы ребенок сам испытал дискомфорт. Если же такого чувства нет, задание родителей – настойчиво продолжать учить малыша, как надо делать правильно.
- Чтобы заинтересовать ребенка процессом одевания, можно параллельно одевать куклу. На кукле можно показать, как застегивать пуговицы, зашнуровывать, складывать, выворачивать.
- Очень важно чтобы в момент одевания-раздевания он не смотрел мультики или не был занят еще каким-то делом. Необходимо исключить все иные моменты, которые могут отвлекать внимание, чтобы он сосредоточил свое внимание на том, что он делает. Сыграть здесь важную роль сможет и зонирование. Например, первый этап – одевать на стульчике или диване в комнате, чтобы ребенку было удобно, и он мог самостоятельно что-то сделать. И второй этап – верхняя одежда – в коридоре. Но желательно там тоже поставить стульчик. Если у ребенка хорошо развита имитация, он может учиться одеваться, смотря, например, на своего брата или сестру. Но с детьми с аутизмом – это бывает редко.
- Низко расположить крючки для ребенка под его одежду в коридоре.
- В комнате вещи должны быть расположены на уровне ребенка для его самостоятельности.
- Строгий алгоритм последовательности действий при одевании и раздевании.
При выборе одежды учитывайте следующее:
практикуйте широкие вырезы, большие отверстия для головы, например для сорочек, трусы с ослабленной резинкой;- приемлемы пуловеры с эластичными вырезами для шеи; с эластичными манжетами; желательны застежки на липучках;
- одежда должна быть свободной, чтобы ее можно было легко надевать;
- сложные предметы одежды (например, сарафаны, блузы, пуловеры особо модного пошива — у девочек, у мальчиков — брюки с молнией) не надо ни покупать, ни носить;
- лучше давать ребенку не перчатки, а рукавицы, которые можно связать лентами, чтобы не терялись;
- одевание в положении сидя является наилучшим; при одевании в сидячем положении самое главное — обеспечить равновесие; если ребенок не может самостоятельно сидеть, необходима поддержка, например, следует наклонить его за спинку вперед.
Некоторые игры и упражнения, которые можно использовать для рутины:
- Сюжетно-ролевые игры с переодеванием. Можно купить малышу костюм врача, пирата или другого персонажа, чтобы он проявил интерес к переодеванию.
- Игры для развития мелкой моторики. Можно сделать для ребёнка бизиборд, на котором будут размещены всевозможные застёжки, пуговицы, липучки, кнопки, молнии.
- Наглядные подсказки. Можно сделать яркий плакат, который будет напоминать ребёнку, что и в каком порядке ему нужно сделать, чтобы одеться.
- Игра «Перемены». Можно посадить ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.
- Игра «Выбиралочка». Можно предлагать малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку.
- Игра «Путаница». Можно говорить малышу, например, так: «Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?». Если ребёнок не заметит ошибку и не исправит взрослого, можно попросить исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.
Таким образом, навыки самообслуживания являются основополагающими для детей с особыми потребностями. Они не только помогают ребенку адаптироваться к окружающему миру, но и способствуют его социальному развитию, улучшая качество жизни. Важно, чтобы родители, педагоги и специалисты работали в тесном сотрудничестве, создавая поддерживающую среду, где ребенок сможет развиваться, учиться и достигать успехов в освоении необходимых навыков. Это требует времени, терпения и понимания, но результаты стоят усилий, ведь каждый шаг на пути к независимости и самодостаточности — это важный шаг к полноценной жизни.


