Почему важно учить детей одеваться и раздеваться?

Бытовые навыки играют ключевую роль в жизни каждого ребенка, а для детей с особыми потребностями они становятся особенно актуальными. Это связано с тем, что у таких детей могут возникать трудности, которые в будущем могут существенно повлиять на их обучение и общее развитие.

Для полноценного и гармоничного развития ребенку необходимо овладеть определенными умениями и навыками, которые помогут ему в повседневной жизни. Одним из самых важных аспектов для детей дошкольного возраста являются навыки самообслуживания.

Самообслуживание – это не просто процесс удовлетворения базовых потребностей, это сложное взаимодействие личности с окружающим миром. Оно включает в себя не только накопление чувственных представлений о действительности и обогащение жизненного опыта, но и освоение тех умений и навыков, которые необходимы для самостоятельного существования.

Важно отметить, что процесс обучения навыкам самообслуживания должен быть индивидуален, с учетом особенностей, интересов и потребностей ребенка.

Необходимо создавать реальные возможности для самообслуживания, чтобы ребенок мог не только учиться, но и применять полученные навыки в повседневной жизни. При формировании навыков социально-бытовой ориентации у детей следует учитывать три ключевых фактора: возраст ребенка, его индивидуальные особенности развития и уровень его текущих навыков. Это позволит адаптировать процесс обучения и сделать его более эффективным. Например, для детей младшего возраста могут быть разработаны простые и понятные задания, которые помогут им освоить базовые навыки самообслуживания, такие как одевание, умывание и др.

С каждым новым этапом развития необходимо усложнять задачи, чтобы поддерживать интерес ребенка и способствовать его дальнейшему развитию. Важно, чтобы процесс обучения был не только эффективным, но и увлекательным, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно, осваивая новые навыки.

Одевание – примерно к возрасту 18 месяцев:

  • Снимает шапку, носки, варежки, обувь, куртку, штаны
  • Натягивает штаны

Одевание к 30 месяцам:

  • Развязывает шнурки на обуви
  • Расстегивает пуговицы впереди
  • Расстегивает кнопки
  • Застегивает и расстегивает липучки
  • Расстегивает молнии спереди
  • Снимает кофту, штаны или юбку
  • Надевает обувь, штаны
  • Поправляет одежду
  • Выбирает свои носки, обувь
  • Кладет грязную одежду в корзину

Некоторые советы

  • Поддерживать визуальный контакт в процессе одевания и раздевания.
  • Комментировать действия, которые происходят в данный момент.
  • Давать возможность выбора ребенку в одежде.
  • Сначала лучше научить раздеваться, так как это более естественный процесс, и он намного проще. В игровой деятельности можно подключать всякие застежки, пуговицы, – сейчас очень много таких развивающих материалов. Без вовлечения ребенка во все процессы – ничего не получится.
  • Одевание также начинаем с самых элементарных вещей. Например, мы держим кофточку, а ребенок вставляет ручки. Мы даем ему замочек молнии в руки, а он тянет его наверх. Мы держим штанишки (колготки), ребенок вставляет ножки, потом берем руки малыша в свои и показываем, как их натягивать.
  • После туалета покажите ребенку, как нужно разместить ладошки на одежде, и держаться за штанишки для того, чтобы их надеть. На всех этапах взрослый должен активно помогать и все до мелочей показывать своему малышу.
  • Следующий этап – уменьшение подсказок и физической помощи. Родители могут только напоминать или помогать завершать процесс, например, поправить, если что-то не так. Если ребенок сопротивляется, надо просто обхватить его руками одежду и показать, чего мы от него хотим.
  • Непременно проговаривайте для ребенка на всех стадиях обучения название одежды и действий. Так у него будет формироваться и словарный запас.
  • Иногда детям надо дать возможность сделать все неправильно и позволить попробовать, что получится, когда, например, в одной штанине две ноги. Важно, чтобы ребенок сам испытал дискомфорт. Если же такого чувства нет, задание родителей – настойчиво продолжать учить малыша, как надо делать правильно.
  • Чтобы заинтересовать ребенка процессом одевания, можно параллельно одевать куклу. На кукле можно показать, как застегивать пуговицы, зашнуровывать, складывать, выворачивать.
  • Очень важно чтобы в момент одевания-раздевания он не смотрел мультики или не был занят еще каким-то делом. Необходимо исключить все иные моменты, которые могут отвлекать внимание, чтобы он сосредоточил свое внимание на том, что он делает. Сыграть здесь важную роль сможет и зонирование. Например, первый этап – одевать на стульчике или диване в комнате, чтобы ребенку было удобно, и он мог самостоятельно что-то сделать. И второй этап – верхняя одежда – в коридоре. Но желательно там тоже поставить стульчик. Если у ребенка хорошо развита имитация, он может учиться одеваться, смотря, например, на своего брата или сестру. Но с детьми с аутизмом – это бывает редко.
  • Низко расположить крючки для ребенка под его одежду в коридоре.
  • В комнате вещи должны быть расположены на уровне ребенка для его самостоятельности.
  • Строгий алгоритм последовательности действий при одевании и раздевании.

При выборе одежды учитывайте следующее:

  • практикуйте широкие вырезы, большие отверстия для головы, например для сорочек, трусы с ослабленной резинкой;
  • приемлемы пуловеры с эластичными вырезами для шеи; с эластичными манжетами; желательны застежки на липучках;
  • одежда должна быть свободной, чтобы ее можно было легко надевать;
  • сложные предметы одежды (например, сарафаны, блузы, пуловеры особо модного пошива — у девочек, у мальчиков — брюки с молнией) не надо ни покупать, ни носить;
  • лучше давать ребенку не перчатки, а рукавицы, которые можно связать лентами, чтобы не терялись;
  • одевание в положении сидя является наилучшим; при одевании в сидячем положении самое главное — обеспечить равновесие; если ребенок не может самостоятельно сидеть, необходима поддержка, например, следует наклонить его за спинку вперед.

Некоторые игры и упражнения, которые можно использовать для рутины:

  • Сюжетно-ролевые игры с переодеванием. Можно купить малышу костюм врача, пирата или другого персонажа, чтобы он проявил интерес к переодеванию. 
  • Игры для развития мелкой моторики. Можно сделать для ребёнка бизиборд, на котором будут размещены всевозможные застёжки, пуговицы, липучки, кнопки, молнии. 
  • Наглядные подсказки. Можно сделать яркий плакат, который будет напоминать ребёнку, что и в каком порядке ему нужно сделать, чтобы одеться. 
  • Игра «Перемены». Можно посадить ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за переменами, которые происходят с ним в процессе переодевания.
  • Игра «Выбиралочка». Можно предлагать малышу одеть на выбор ту или иную кофту, шарф, шапку. 
  • Игра «Путаница». Можно говорить малышу, например, так: «Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?». Если ребёнок не заметит ошибку и не исправит взрослого, можно попросить исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу.

Таким образом, навыки самообслуживания являются основополагающими для детей с особыми потребностями. Они не только помогают ребенку адаптироваться к окружающему миру, но и способствуют его социальному развитию, улучшая качество жизни. Важно, чтобы родители, педагоги и специалисты работали в тесном сотрудничестве, создавая поддерживающую среду, где ребенок сможет развиваться, учиться и достигать успехов в освоении необходимых навыков. Это требует времени, терпения и понимания, но результаты стоят усилий, ведь каждый шаг на пути к независимости и самодостаточности — это важный шаг к полноценной жизни.

Читайте также: