Инклюзивный проект адаптивного туризма: опыт общественников

Дети – самая значимая для государства социально-демографическая группа. Именно они – будущее страны. В свою очередь, детская инвалидность и эффективность помощи государственных и негосударственных систем – ведущие показатели, характеризующие положение детей в стране, поэтому так важны ранняя профилактика инвалидности у детей, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи, обеспечение нормального жизнеустройства детей-инвалидов сейчас и в будущей взрослой жизни.

Наряду с государственной поддержкой и помощью огромная роль в улучшении качества жизни и развитии детей с инвалидностью принадлежит общественности.

Интересен опыт Белгородской региональной общественной организации «Синяя птица» для детей 6–18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

Специалисты разработали и реализовали инклюзивный проект – Клуб адаптивного пешего туризма «Рюкзачок».

Необходимо отметить, что авторы рассматривают туристско-краеведческую деятельность детей с расстройством аутистического спектра как один из важнейших этапов их оздоровления в течение года. Оздоровление в проекте предполагает многоплановость: это и физическое, и психическое, и социальное здоровье. При разработке проекта авторы опирались на понимание того, что у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушены связи с миром, фиксируется ограниченная мобильность и бедность контактов со сверстниками и взрослыми. К этому можно добавить и ограниченность общения с природой, ограниченность доступа к культурным ценностям и др. Кроме этого, анализ досуга семей показывает, что родители с детьми с ОВЗ выезжают на природу. При этом обязательно родители планируют прогулки по лесу и по традиции предусматривают приготовление пищи на костре или мангале. При всех положительных сторонах этого выезда взрослеющему ребенку не хватает взаимодействия со сверстниками и возможности проявить самостоятельность.

Для решения всех обозначенных выше проблем был предложен проект пешего туристского похода. Данный подход подразумевает включение детей с расстройством аутистического спектра в среду сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.

Пеший туристический поход – это возможность получить сразу комплекс навыков и умений: физическое развитие, укрепление здоровья, развитие навыков коммуникации, умения работать в команде, развитие специальных навыков: собрать рюкзак, поставить палатку и т. д.; расширение кругозора ребенка, изучение природы родного края, экологическое воспитание и т. д.

При этом авторы проекта предусмотрели один подготовительный поход на местности и 3 основных похода. Основные темы подготовительного похода: соблюдение мер предосторожности на туристическом маршруте; оценка состояния здоровья в пешем туристическом походе; специальное оборудование, одежда и обувь участника туристической группы; правила оказания первой медицинской помощи; правила эксплуатации туристического оборудования; схема действия при чрезвычайных ситуациях; правила прохождения пешего туристического маршрута и др.

План основного пешего похода состоял из 8 основных направлений / станций: ориентирование не местности, экологическая тропа, оказание первой медицинской помощи, установка палаточного лагеря, полевая кухня, личное снаряжение и уход за ним, спортивные эстафеты, игра «Зарница».

Содержание каждого направления (станции) предполагало выполнение обучающих заданий, направленных на развитие витальных навыков у детей. Например, на станции «Ориентирование не местности» предусматривались практические задания, связанные с ориентированием на местности с помощью карты и компаса. На станции «Экологическая тропа» детям предлагались задания по расширению представлений о животных и растениях родного края, о бережном отношении к природе, о правилах поведения на природе (правила разведения костров, уборка мусора и прочее), элементарные навыки тушения небольшого возгорания и т. д.

После пешего похода был рефлексивный этап. Он предполагал анализ организаторами и инструкторами результатов похода, коррекцию ошибок, планирование предстоящей деятельности.

Таким образом, использование инклюзивных мероприятий туристско-краеведческой направленности дает определенный эффект в социализации и социокультурной адаптации особенных детей и подростков в первую очередь в культурно-досуговой сфере. Это касается развития коммуникации, выявления и поощрения творческих способностей детей с ОВЗ и инвалидностью – участников проекта Клуб адаптивного пешего туризма «Рюкзачок».

О данном опыте можно почитать, пройдя по ссылкам:

  1. В Белгороде появится клуб пешего туризма для детей с расстройствами аутистического спектра (openbelgorod.ru)
  2. Адаптивный туризм как форма социализации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. Том 20. № 2. | PsyJournals.ru
  3. При поддержке ОМК в Белгороде открыли клуб адаптивного пешего туризма для детей
  4. В Белгородском районе адаптивный клуб пешего туризма провёл завершающий сезон (bezformata.com)
  5. Проект Адаптивный клуб пешего туризма «Рюкзачок»

Читайте также: