Сенсорно-перцептивное развитие ребенка раннего возраста

С самого рождения ребенок погружен в мир чувственной информации – он ощущает мамино тепло и запах, сдавливание тела пеленкой при пеленании, слышит голоса и интонации, реагирует на свет, т.е. с рождения у ребенка развиты ощущения и элементарные формы восприятия, которые обеспечивают чувственную основу познания окружающего мира и являются базисом для развития других познавательных процессов.

Развитие ощущений и восприятия детей младенческого и раннего возраста обычно называют сенсорным развитием, которое включает формирование представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние). Во время первого года жизни ребенок учится следить за яркими и движущимися предметами, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа, пробует на вкус, рассматривает и оценивает наощупь, т.е. ребёнок познаёт отдельные признаки предметов, которые воздействуют на него и со временем формирует полноценный образ этого предмета.

Однако если в семье рождается ребёнок с особенностями развития (ОВЗ, ТМНР, дети группы риска) родители, в силу неготовности, сталкиваются с рядом определенных трудностей, которые препятствуют развитию гармоничных детско-родительских отношений:

  1. Гипер- и гипотонус мышц, которые характеризуются постоянным напряжением и сокращением мышц тела (кулачки сжаты, частый плач, вздрагивание и плач при резком шуме или свете, нарушения сна) или, напротив, слабостью и вялостью мышц (низкая активность и длительные периоды сна, сложность в осваивании двигательных навыков).
  2. Отсутствие опыта у ребенка и страх взаимодействия с новыми материалами и игрушками, гипо- и гиперчувствительность, непринятие ребенком определенных материалов (шершавых, колючих).
  3. Перегрузка мозга чувственной информацией. У ребёнка с повышенной чувствительностью может обостряться непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, зрительных и тактильных раздражителей, чтобы избежать дискомфортных ощущений, он пытается оградить себя от внешнего вмешательства: избегает контактов, прячется, плачет, отказывается от прикосновений.
  4. Трудности в обследовании предметов (дети с ДЦП и нарушением зрения), когда ребёнок в силу ведущих и сопутствующих нарушений может затрудняться в выделении основных составных частей предмета и определении их пространственного взаимного расположенияиз-за слабости анализирующего восприятия, что приводит к замедленному темпу формирования способности воспринимать целостный образ предмета.
  5. Низкая мотивация ребёнка к взаимодействию с взрослым и игрушками, выработанный негативизм, низкая познавательная активность и отсутствие желания к познанию окружающего мира.

Задача специалиста службы ранней помощи – обучить родителей способам и приемам формирования у ребёнка перцептивных действий – осматриванию, вслушиванию, ощупыванию, опробыванию.

Однако до начала обучающих сессий родители со специалистом должны обсудить – во что обычно они играют с ребенком, какие игры и с какими материалами успокаивают или активизируют ребёнка, вызывают отрицательные и положительные эмоции. Не стоит забывать и о ведущей (сохранной) модальности ребёнка (зрительная, слуховая, тактильная), поскольку любимый способ связи с окружающим миром че­рез конкретный орган чувств является одновременно и наиболее терапевтическим.

Внимание специалиста службы ранней помощи и родителей ребенка первого года жизни должно быть направлено на организацию простых сенсорных игр, связанных с естественной активностью малыша, ведущим типом деятельности и, прежде всего, со значимым взрослым для ребенка – мамой, поскольку именно мама знает, как и в какой момент лучше организовать и преподнести игру, создать положительную игровую мотивацию.

Среди приемов развития сенсорики и перцепции детей раннего возраста можно выделить следующие:

  • включать мобиль (с музыкой и без), чтобы ребенок взглядом следил за игрушкой;
  • когда ребенок гулит лежа на спине, привязать к нему гелиевый воздушный шарик, чтобы, дергая ручками и ножками, он концентрировал взгляд на шарике;
  • толкать неваляшку ручками и ножками;
  • вкладывать в руку погремушку (маракасы, колокольчики) или греметь погремушкой самим, чтобы ребёнок искал источник звука и поворачивался к нему, улыбаться и строить рожицы ребенку, а также агукать за ним;
  • играть с интонациями и тембром голоса при общении с ребенком;
  • на руках у мамы осматривать комнаты и знакомиться с окружающей обстановкой дома (магнитики на холодильнике), смотреть в окно, позволить достать и рассмотреть одежду из доступных ящиков;
  • играть в сенсорном хулахупе, лежа на животе, края которого обмотаны разными видами ткани и игрушками, которые издают различные звуки;
  • играть с баночками, в которые налита вода разных цветов;
  • делать первую башенку из кубиков (твердых и мягких) и собирать пирамидку;
  • смотреть первые предметные картинки, сначала они могут быть черно-белыми, поскольку за счет контраста черного и белого цветов они лучше воспринимаются малышом, позже можно перейти на цветные и звукоподражать им – киса – мяу, машинка – би-би;
  • днем слушать песенки и потешки, которые поет мама, а вечером – тихую спокойную музыку и звуки природы;
  • играть с прорезывателем и кушать фрукты в ниблере;
  • предлагать малышу разные на ощупь поверхности – тактильные мячики и книжки – шершавые или гладкие, мягкие или твердые, пушистые или ребристые, что поможет развить тактильное и визуальное восприятие;
  • играть в «Ку-ку» – отличная игра, формирующая у малыша представления о постоянстве вещей, которые исчезают, а потом снова появляются, можно находить спрятанную на его глазах игрушку.

Важное место в развитии перцепции детей раннего возраста с различными нарушениями с 1 года до 3-х лет, играют упражнения, основанные на контрасте. Контраст ощущений – это изменение качества или интенсивности ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Такие игры легко проводить в домашних условиях, а кроме того они позволят укрепить эмоциональную связь между родителем и ребенком, освоить новые навыки и знания через игру.

Развитие слуховых ощущений

и восприятия

Игра «Найди пару».

Используем ёмкости от киндер-сюрприза. В каждую пару положите одинаковое количество зерна. Две ёмкости – по две горошины, две емкости по пять горошин, две ёмкости по двадцать зерен гречки, две ёмкости по пять зёрен чечевицы. Каждая пара будет звучать одинаково. Сначала покажите ребёнку, как звучит ёмкость и подберите пару, а затем предложите это сделать самому.

Игра «Где позвонили?».

Для игры понадобится колокольчик. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук.

Игра на распознавание звуков природы. Ребенку предлагается прослушивать записи различных шумов,  а позже подобрать соответствующую картинку. Звуки леса (дятел, муха, кукушка, комар). Звуки природы (дождь, море, гроза, шум листьев). Звуки парка (кошка, собака, воробей, ворона). Звуки улицы (машина, трамвай, самолет, мотоцикл). Звуки деревни (корова, петух, лошадь, свинья).

Игры на развитие тактильных ощущений и восприятия Игра «Весы».

Взрослый предлагает ребенку представить, что его ладони – чашечки весов, держащие груз и кладет на его ладошки предметы различные по весу. Задача ребенка – с закрытыми глазами определить, на какой ладони груз тяжелее и, предварительно ощупав, попытаться угадать, что это за предмет.

Игра «Дорожки».

Перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на нее дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д. Ребенок с закрытыми глазами проводит пальчиком по дорожке и рассказывает взрослому о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

Игры на развитие вкусовых ощущений и восприятия Игра «Угадай на вкус».

Взрослый предлагает попробовать ребенку уже знакомые продукты (яблоко, сыр, соленый огурец, банан, киви, лимон) с закрытыми глазами и угадать, что это, а после обсудить – какой у продукта вкус: сладкий, кислый или солёный.

Игра «Назови вкус продуктов».

Ребёнку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус – кислый, сладкий соленый.

Игры на развитие зрительных ощущений и восприятия Игра «Прятки».

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка спрятать маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

Игра «Найди тень».

Нужно распечатать картинки предметов и их тени. Задача ребенка сопоставить объект с правильной тенью.

Игра «Что перепутано?».

Взрослому необходимо показать картинки с ошибками (кошка с крыльями, синее солнце), а ребенку найти несоответствия.

Игра «Найди такой же».

Взрослый дает ребенку объемный предмет/фигурку, например, домашнее животное (кошка, коза, собака), овощ или фрукт и предлагает найти его плоскостное изображение на картинке (можно использовать соответствующую деталь сортера).

 

Таким образом, важнейшее место в сенсорно-перцептивном развитии детей (с ОВЗ и группы риска) раннего возраста отводится именно родителю, который должен выступать в роли фасилитатора, а именно являться посредником между ребёнком и игрой, который:

  • учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, организует, облегчает и направляет игровой процесс;
  • вербализует (проговаривает) за ребенка его ощущения, поступающие от органов чувств – яркий, шершавый, сладкий, большой, тяжелый, приятный/неприятный;
  • действует руками ребенка, если в силу физических особенностей ребенок не может играть самостоятельно;
  • задает положительный эмоциональный фон.

 

Психолог отделения службы ранней помощи ОГБУСО «РРРЦ Веста» Калашнова Е.А.

Читайте также: