Все ли вы учли для отдыха детей с ОВЗ?
При организации инклюзивного летнего детского отдыха мы опираемся на методические рекомендации по проведению в организациях отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации (ссылка: Банк документов (edu.gov.ru)
Что необходимо предусмотреть:
Разработка программ инклюзивных смен в детском оздоровительном лагере.
Процесс разработки программы опирается на методические рекомендации, изложенные в Письме Минобрнауки России от 10.05.2018 N ПЗ-719/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно»), в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 26 апреля 2022 года № АБ-1154/06 «О летней оздоровительной кампании 2022 года».
Подготовка персонала.
В современной ситуации возникла потребность поиска внутренних резервов совершенствования, модернизации процесса подготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей. Прежде всего мы обращаем внимание на подбор кадров. При организации инклюзивного летнего отдыха необходимо подобрать профессионально подготовленных сотрудников, проинформированных об индивидуальных особенностях детей с ОВЗ и их потребностях. К ним мы относим вожатых, старшие вожатые, административную группу, педагогов дополнительного образования; инструкторов по адаптивной физической культуре для обеспечения достаточного объема двигательной активности детей с ОВЗ; педагогов-организаторов, обеспечивающих участие детей с ОВЗ в массовых мероприятиях. Для более полной реабилитации детей с ОВЗ в лагере необходимо иметь квалифицированные медицинские кадры; психологическую службу; профильных специалистов (сурдопедагог, дефектолог и т.п.), готовых оказать методическую помощь сотрудникам.
Мы считаем необходимым акцентировать внимание на создании для детей в детском оздоровительном лагере, реализующем инклюзивную программу летнего детского отдыха, следующих режимов:
- Слухоречевой режим;
- Офтальмо-гигиенический режим;
- Двигательный режим;
- Санитарно-гигиенический режим.
Мы обращаем внимание на то, что через высказывания в процессе общения взрослые дают речевой образец для детей. При подготовке к инклюзивной смене необходимо обратить внимание сотрудников на общение, которое должно быть уважительным по отношению к ребенку. Поэтому в оздоровительном лагере мы акцентируем внимание на коммуникативной культуре взрослых. Дети должны услышать то, что позволит им в будущем пользоваться грамотным русским языком для общения в самостоятельной жизни.
Одной из проблем современных детей является их погружение в виртуальный мир. Они много проводят времени с различными гаджетами. Поэтому при планировании детского отдыха мы предусматриваем возможность снимать нагрузку с глаз в процессе взаимодействия с гаджетами. Для этого предусматриваем совместное созерцание природы, наблюдение за насекомыми в природной среде, даем возможность любоваться цветами и т.д.
Обращаем ваше внимание на организацию режима дня, направленного на поддержание здорового образа жизни. Обязательно предусматривается двигательный режим: утренняя зарядка, различные активности – подвижные игры, различные двигательные упражнения, вечерняя прогулка перед сном. Что важно: режим дня должен ежедневно исполняться всеми сотрудниками лагеря и отслеживаться администрацией.
Санитарно-гигиенический режим необходим для каждого ребенка, для ребенка с ОВЗ он важен вдвойне. Важно: санитарно-гигиенический режим включает в себя питьевой режим, организацию влажной уборки, обязательное кварцевание бактерицидными лампами, ультрафиолетовыми излучателями. Это организуется для каждого детского помещения в лагере.
Материально-техническое обеспечение.
Прежде всего речь идет о создании доступной и безопасной среды летнего лагеря. Детский лагерь на этапе подготовки к реализации программ инклюзивных смен должен приобрести необходимое оборудование (исходя из индивидуальных потребностей и нозологии дефекта) и дидактические материалы, отвечающие потребностям детей с ОВЗ. Кроме этого, необходимо учесть требования к безопасности (пандусы, стенды и экраны для размещения визуальной/тактильной информации – шрифт Брайля), все необходимые расходные и наглядно-дидактические материалы для обеспечения быта и проведения занятий с детьми с ОВЗ.