Гиперактивный ребенок дома. Как его увлечь?

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость превышает норму.
У детей гиперактивность проявляется невнимательностью, импульсивностью и двигательной активностью. Им свойственна суетливость, многочисленные посторонние движения, которые ребёнок часто не замечает. Они испытывают трудности в удержании внимания, отвлекаются, часто переключаются с одного занятия на другое, не доводят начатое дело до конца, не слышат, когда к ним обращаются, перебивают говорящего и часто действуют не подумав.

Гиперактивные дети ведут себя так не потому, что хотят нас взрослых вывести из себя, а в силу некоторых физиологических особенностей. Им просто необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Поэтому просьбы взрослых, чтобы они «сели прямо и не отвлекались» для таких детей противоречивы. такие дети могут работать 5-15 мин., затем мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на замечания. Затем умственная деятельность восстанавливается и ребёнок готов к работе в течение 5-15 мин.

В домашних условиях можно использовать игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности, на коррекцию дефицита внимания, на коррекцию импульсивности.

✅Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности

“Час тишины и час “можно”
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.
Договоритесь с ребенком, что, в течение дня наступает час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час “можно”, когда разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. “Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными для вашего ребенка. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”)

“Кричалки—шепталки—молчалки”
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – “шепталка” – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” – синяя ладонь – ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

✅Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

«Запрещенное движение”
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, развивает быстроту реакции, развивает внимание. Ребенку необходимо повторять движения, которые показывает родитель. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Если ребенок повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Необходимо повторять все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять” когда ребенок ее услышит, он должен будет хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

“Слушай хлопки”
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Ребенок передвигается по комнате в свободном направлении. Когда родитель хлопнет в ладоши один раз, ребенок должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если родитель хлопнет два раза, ребенок должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка возобновляется ходьба.

Игры, направленные на коррекцию импульсивности

«Съедобное – несъедобное».
Цель: контроль импульсивности.
Игра с мячом. Взрослому необходимо перечислять разные предметы: если съедобное, то ребенку нужно ловить мяч, а если несъедобное – отбивать мячик.

«Говори по сигналу»
Цель: развивать умение контролировать импульсивные действия.
Скажите ребенку следующее: «Я буду задавать тебе вопросы. Но отвечать должен не сразу, а только когда увидишь условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка и т.п.». Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Читайте также: